Функционирование и развитие дагестанских языков

05.02.2021

Функционирование и развитие

дагестанских языков на современном этапе

Язык, дошедший до наших времён, бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, философские взгляды на жизнь, всё его духовное богатство. Родной язык - духовное богатство народа . Веками, из поколений в поколения передавались обычаи, традиции, моральные устои , произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче. Сохранение и развитие родных языков - одна из главных задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для многонационального Дагестана. В Дагестане жители говорят на 32 языках, хотя официально признаны только 14 этносов . В формировании личности значительную роль занимает родной язык. Родной язык – это язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную принадлежность человека.

Многоязычие в Дагестане составляет одну из важнейших особенностей республики. В Дагестане функционирует 14 письменных языков и 18 бесписьменных языков. Многие Дагестанские языки занесены в «Красную книгу языков народов России»: агульский, андийский, арчинский, годоберинский, ахвахский, багвалинский, бежтинский, ботлихский, гинухский, гунзибский, кайтагский, каратинский, кубачинский, рутульский, гиндийский, хваршинский, цахурский, цезский. Многонациональность, многоязычие рассматривается как большое духовное богатство нашей республики. Однако с каждым годом сужаются функции дагестанских литературных языков, а о бесписьменных языках и говорить не приходится. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, воспитанным.

Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и традиции.Хочу такой сайт

Времена меняются, меняются устои и стереотипы современного общества. И это, к сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. В Дагестане наблюдается постоянный процесс миграции населения с гор на равнину. Это касается и «больших» и «малых» народов. В этой ситуации бесписьменные языки подвержены большему риску, так как вне своей исторической родины они не смогут выжить. Ученые, выступающие за сохранение дагестанских языков. Никогда не ставили своей целью монолингвизм и не отвергали русский язык как таковой. Напротив , они всячески пропагандировали и пропагандируют двуязычие, утверждая, что именно благодаря ему дагестанская национальная культура может держаться на уровне современного развития. Наше основное требование состоит в том, чтобы дагестанские языки не рассматривались как «языки второго сорта» и были полностью уравнены в правах как государственные языки. В этом, как мы считаем, заключается единственный шанс для выживания дагестанских языков. Наши наблюдения показывают, что при гармоничном сочетании родного и русского языков в школьном обучении дети добиваются лучших результатов в учебе, развивается их интерес к познанию и способности к обучению. Не секрет также, что в городские школы Дагестана поступают учащиеся, совершенно не владеющие родным языком. Проблема усугубляется еще и тем, что в некоторых школах Дагестана родную литературу и родной язык хотят перевести в разряд факультативных , необязательных. Такие попытки уже предприняты в некоторых районах. Это опасная тенденция, которая приведет к потере родных языков. Статус дагестанских языков как государственных будет формальным до тех пор, пока они не займут надлежащего места в сферах культуры, образования и науки. Можно ли человека, не знающего родной язык, назвать аварцем, даргинцем , лакцем , кумыкам и т.д.? Незнание языка приводит к языковой ассимиляции, а за языковой ассимиляцией обычно следует этническая. Задача сегодняшнего дня- найти конструктивные цивилизованные пути решения проблем возрождения национальных языков и самих этносов. В последние годы в ряде государственных документов отражается необходимость изучения языка в культурологических аспектах. Нельзя изучать язык народа и его историю отдельно друг от друга. Важно показать, что язык- не только средство общения, что изучение языка предполагает изучение народной психологии, традиций , обрядов. Только культура, обретенная в первую очередь через родной язык, может предотвратить нравственное падение человека, огрубение его душит .Язык как форма культуры- необходимое средство человеческого мышления, познания и общения- и должен усваиваться вместе с ней. Дагестанские национальные школы призваны обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта дагестанских народов, их нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства. Наряду с позитивными тенденциями в развитии системы образования республики имели место отход от прогрессивных традиций в воспитании и обучении молодежи, определенный отрыв деятельности образовательных учреждений от насущных задач и долговременных перспектив социально-экономического развития дагестанцев. Особую тревогу и боль вызывает принижение роли родных языков как средства интеллектуального и духовного развития личности ученика. Забвение родных языков может привести нас к самым тяжелым и непоправимым последствиям. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре, выработать единую этнокультурную политику согласия. Любой национальный язык непосредственно связан с формированием национального самосознания. В настоящее время особенно необходимо уважительное и тактичное отношение к национальному языку, объектам национальной культуры и к духовности в целом, которая лежит в основе существования любого этноса и проявляется через родной язык. К сожалению, сейчас очень мало внимания уделяется сохранению родных языков. Мало издается литературы на национальных языках, в школах возникают серьезные проблемы из-за отсутствия учебной и учебно-методической литературы. Для того чтобы пробудить интерес городского ребенка к изучению родного языка, уроки прежде всего должны быть интересными, вызывать положительные эмоции. Каждый урок должен быть для ребенка увлекательным, новым. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции. Можно долго и много говорить об особенностях обучения родному языку в русскоязычной школе, но я хочу сказать о другой, не менее важной стороне. Во-первых, мы должны заботиться о повышении роли семьи в решении этой проблемы. Если мы в условиях города не будем прививать родной язык в семье, то вообще останемся без него. Долг родителей - открыть красоту и богатство родного языка. Во-вторых, ребенок не должен стесняться общаться на своем родном языке в общественных местах. Для этого мы должны привить чувство уважения и любви к родному языку и народу. В-третьих, надо помочь преодолеть психологический барьер в сознании молодого поколения, основывающийся на том стереотипе , что «знание родного языка ничего мне не даст, он мне не нужен». Наша работа должна сводиться к тому, чтобы в результате дагестанская молодежь пришла к выводу, что «русский язык важен и нужен, но не взамен родному». Язык является основой основ , ибо без родного языка не будет национальных газет, театров, теле- и радиопередач, школы , писателей , учебников , культуры, да и народа в целом. Отказ от родного языка может привести к исчезновению нашей культуры, нашей нации с лица земли .При опросе мы часто сталкивались с ситуацией , когда ребенок признает родным тот или иной язык, однако при этом плохо владеет или вовсе не владеет им. Только личность, сформировавшаяся в основном в собственной языково-культурной среде, способна поднять языковое самосознание до уровня, обеспечивающего языку реальное функционирование во всех сферах социальной жизни ( образование, властные структуры, научная деятельность) и тем самым стать основой сохранения и развития родного языка.

Важнейшими проблемами дагестанского общества на современном этапе являются его урбанизация и связанные с ней процессы как позитивного, так и негативного порядка. Большое количество молодых людей, переселяющихся в города, являются носителями традиционного сознания, которое вступает в конфликт преобладающими урбанистическими ценностями, что в дальнейшем приводит к размыванию этого традиционного сознания. Кроме того, независимо от нашего желания и попыток сохранить самобытную культуру своего народа неумолимо идут процессы слияния и стирания особенностей культур. Ни один этнос не развивается сам по себе - он всегда включен во всемирную цепь культурных связей. В наше время, когда активно идет процесс глобализации, унификации, чтобы не потеряться среди миллиардов похожих на нас людей, каждому народу необходимо стараться сохранять свою этническую самодостаточность. Иначе произойдет утрата этнической самоидентификации. Перспектива быть одинаковыми, потерять свое лицо, раствориться в общей абстрактной массе не может быть идеалом ни для какого народа, ни для какой страны. Этот процесс неприемлем и для всего человечества. Вершины культуры вовсе не безлики, они воздвигаются национальными гениями. У народов Кавказа богатейшее духовное и художественное наследие. Нам действительно есть что терять и есть что беречь.

О нации судят по его культуре, всему, что сделано, написано, построено. Поэтому важно воспитать детей на основе фольклора Дагестана. Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Обязательно для каждого дагестанца-знать и беречь родной язык. От знания и владения родным языком мы ничего не потеряем, наоборот, приобретаем культуру и национальные ценности. Сохраним же языки для будущего поколения. Родной язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее, прошлое и будущее поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык - исчезнет и народ. И, наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор живет и народ. Народная мудрость говорит: отберете у народа все - он может вернуть все, а отберете язык - и он никогда уже не создаст его. Все мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что-то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.

Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».